Здесь можно сделать отступление и рассказать немного о Петербурском класси цизме. Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными. мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства. В таблице перечислены великолепные мастера и прекрасные архитектурные сооружения.

 
Архитектор : Его деятельность
Антонио Ринальди
1710-1794
Большой театр на Театральной площади, садово-парковые и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец, Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге, Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор, Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С.
Жан-Батист Валлен-Деламот
1729-1800
Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины, Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских на Мойке, 48.
Ю.М. Фельтен
1730-1801
Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской. Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи (Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного.
В.И. Баженов
1737-1799
Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский) замок, Второй дворец Павла I
А.В. Квасов
1718-1772
Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской части, определил дугу Дворцовой площади.
И.Е. Старов
1745-1808
Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь (Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады Аничкова дворца
Н.А. Львов
1751-1803
Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт, церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский дворец (в Гатчинском парке)
Джакомо Кваренги
1744-1817
Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж, Смольный институт, Малый Гостиный двор и "Серебряные ряды" (Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице, 21. , Триумфальные Нарвские ворота и др.

С усадьбой Таврического дворца связан ансамбль бывших казарм Преображенского полка. Его центральное здание, в котором ранее находился полковой госпиталь, замыкает ось Потёмкинской улицы. Оно так же, как памятники архитектуры - здание Кавалергардских казарм и Таврический дворец, должно вновь раскрыться с Невы после сноса нескольких построек у набережной. В панорамах Невы там, где река имеет наибольшую ширину, очень хорошо просматриваются издалека стрелка Васильевского острова и мыс Выборской стороны. В районе этого мыса архитектором П. М. Еропкиным у основания проектируемого трезубца проспектов была задумана интересная полукруглая площадь, как бы расчи- танная на создание первого в городе крупного открытого ансамбля. Но условия для осуществления этого архитектурного замысла не появились, и на берегу Невы на оси так и не созданой площади некоторое время стояла недостроенная госпитальная церковь. Каменное строительство на Выборской стороне и на Городском острове долго не производилось . Зато берег большой Невы на Васильевском острове до Масляного буяна ещё на первом этапе развития города был плотно застроен жилыми домами и не- сколькими крупными зданиями учебных заведений. В общем спокойном и очень живо- писном фронте их фасадов проявилась ансамблевость. Понорамы этого берега - набе- режные Университетская и Николаевская (Лейтенанта Шмидта ) - мало изменились к нашему времени, хотя их живописность усилилась зеленью. Набережные Фонтанки, Мойки и каналов в основном застроены жилыми дома- ми и частично дворцами, которые вместе со стенками набережных, мостами и их ре- шетками ограждений создали гармоничные архитектурные панорамы. Набережные южного участка Крюкова канала вместе с Никольской площадью- ценный архитектурный ансамбль ХV111 века. Его составляют Никольский Морской собор с отдельно стоящей у набережной великолепной колокольней и невысокие зда- ния по углам площади, омываемой с двух сторон протоками с красивыми старыми мостами. Целостность ансамбля частично была нарушина в начале XX века высоким мрачным домом, сооруженным на углу Крюкова канала и Екатерингофского проспек- та, и позднее - перестройкой домов на углах Садовой улицы и Екатерининского кана- ла. С целью сохранения окружения ансамбля был восстановлен в первоначальном виде небольшой дом в Никольском переулке.



Таврический дворец

Раскинувшаяся между двумя каналами большая Театральная площадь, как бы предназначалась для формирования городского ансамбля, даже получив два крупных здания театров, не была сформирована как архитектурный ансамбль. В городе сущест- вует несколько таких площадей. Один из первых открытых городских ансамблей - не- большая Семёновская площадь на берегах Фонтанки у Семёновского моста. В конце ХV111 века, когда на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны был возведён Михайловский замок, начал подвергаться перепланировке и весь обшир- ный район царских садов. Михайловский замок вместе с двумя павильонами кордегар- дий и плацпарадной площадью Коннетабля, где в 1800 году был установлен памятник Петру 1, созданый скульптором К. Б. Растрелли раньше, представлял собой величест- венный и своеобразный ансамбль, изолированный от города каналами и парками.Да- лее перед замком стали сажать деревья и разбивать парк. В Х1Х веке сформировалась интересная система улиц и площадей центра Пе- тербурга, позднее всё же потребовавшая некоторой реконструкции в связи с возведе- нием правительственных и общественных зданий. Расширение границ города тогда умышленно ограничивалось, а жилая застройка сильно уплотнялась. Новый градостроительный заказ выполнялся с необычным художественным размахом. Его успех определился широким распространением ансамблевого принципа застройки и, как следствие,- проявлением с начала Х1Х века крупных ансамблей ново- го типа. Разнообразные по своим архитектурно-планировочным решениям ансамбли классицизма тогда охватывали площади вместе с их окружением.Они принадлежали городу и их тип можно назвать открытым или городским. В начале Х1Х века внимание градостроителей привлекла хаотично и неплотно застроенная стрелка Васильевского острова. В 1805 году началось создание её архите- турного ансамбля, и к началу Отечественной войны 1812 года были закончены её цент- ральные элементы - Биржа с Ростральными колоннами, Новобирживой гостиный двор и гранитные набережные. Здание биржи архитектора Т. де Томон, решённое как окру- жённый колоннадами древнегреческий храм, было поставлено на месте начатого строительством по проекту Д. Кваренги здание того же назначения и снесённого, по-тому, что оно не согласовывалось с планировкой окружения, предложенной архитектором А.Д. Захаровым. Художественные требования к ансамблю предъявлялись очень строгие, и градостроители со всей ответственностью подходили к проекту. Составляли несколько его вариантов; в частности, уже после разработки нового проекта здания Биржи тщательно проверялась её масштабность, и перед началом строительства автор проекта Тома де Томон уменьшил всё размеры этого здания на одну десятую. В 1806 году на противоположном берегу Невы началась почти заново перестройка Адмиралтейства по проекту архитектора А.Д. Захарова. Перед этим К.И. Росси предлагал создать северный фасад Адмиралтейства, решая его в виде ряда арок перед стапелями.С классически строгой архитектурой этого огромного здания, получившего интересные членения своих объёмов, великолепно сочеталась пышная скульптура, что придало его фасадам величие и торжественность. Начатые здесь на стрелке Васильевского острова работы прервались на время Отечественной войны.

На главную страницу >>    Продолжение >>
 Copyright © 2003 Создатель: Пестов Слава . All right Reserved
 
Hosted by uCoz