Здесь можно сделать отступление
и рассказать немного о Петербурском класси цизме. Петербургский классицизм
был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы
основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства,
они были предписаны государственным институтам. Петербургский строгий классицизм
сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808)
и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными. мастерами. Их постройки
отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная
гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка
деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного
достоинства. В таблице перечислены великолепные мастера и прекрасные архитектурные
сооружения.
Архитектор : |
Его деятельность |
Антонио Ринальди
1710-1794 |
Большой театр на Театральной площади, садово-парковые
и дворцовые ансамбли Царского Села, Ориенбаума (Китайский дворец,
Катальная горка, Дворец Петра III), Екатерининский собор в Ямбурге,
Мраморный дворец (Дворцовая набережная, 6), Князь Владимирский собор,
Исаакиевский собор, ряд зданий на Большом проспекте П.С. |
Жан-Батист Валлен-Деламот
1729-1800 |
Малый Эрмитаж на Невском проспекте, 32-34 - костел Святой Екатерины,
Академия художеств на Университетской набережной, 17, Дворец Разумовских
на Мойке, 48. |
Ю.М. Фельтен
1730-1801 |
Церкви: Святой Екатерины, Святой Анны Армянской.
Старый Эрмитаж и переход в Эрмитажный театр. Церкви: Иоанна Предтечи
(Каменный о-в) Ограда Летнего сада. Участвовал в сооружении гранитных
набережных Невы. Одно из зданий Воспитательного дома близь Смольного. |
В.И. Баженов
1737-1799 |
Дом Теплова (Свердловская набережная, 40), Инженерный (Михайловский)
замок, Второй дворец Павла I |
А.В. Квасов
1718-1772 |
Создал генплан Санкт-Петербурга, его идеи определили
облик предмостных площадей на Фонтанке. Создавал застройку Адмиралтейской
части, определил дугу Дворцовой площади. |
И.Е. Старов
1745-1808 |
Завершал ансамбль Александро-Невской Лавры, предмостная площадь
(Александра Невского) с домами на ней, Надвратную церковь, Троицкий
собор, Таврический дворец, Имения Демидовых в Тайцах и Сиверцах, Фасады
Аничкова дворца |
Н.А. Львов
1751-1803 |
Невские ворота Петропавловской крепости, Главпочтамт,
церковь-ротонда (проспект Обуховской обороны), церковь Святой Екатерины
в Мурино, перестроил дом Г.Р. Державина на Фонтанке 118, Приоратский
дворец (в Гатчинском парке) |
Джакомо Кваренги
1744-1817 |
Эрмитажный театр у Зимней канавки, здание Академии Наук, Иностранная
коллегия и Английская церковь, дом №4 на Дворцовой набережной и усадьба
Безбородко (на Свердловской набережной, 40), Конногвардейский манеж,
Смольный институт, Малый Гостиный двор и "Серебряные ряды"
(Невский пр. 31-33), Ассигнационный банк с оградой на Садовой улице,
21. , Триумфальные Нарвские ворота и др. |
С усадьбой Таврического дворца связан ансамбль бывших казарм Преображенского
полка. Его центральное здание, в котором ранее находился полковой госпиталь,
замыкает ось Потёмкинской улицы. Оно так же, как памятники архитектуры -
здание Кавалергардских казарм и Таврический дворец, должно вновь раскрыться
с Невы после сноса нескольких построек у набережной. В панорамах Невы там,
где река имеет наибольшую ширину, очень хорошо просматриваются издалека
стрелка Васильевского острова и мыс Выборской стороны. В районе этого мыса
архитектором П. М. Еропкиным у основания проектируемого трезубца проспектов
была задумана интересная полукруглая площадь, как бы расчи- танная на создание
первого в городе крупного открытого ансамбля. Но условия для осуществления
этого архитектурного замысла не появились, и на берегу Невы на оси так и
не созданой площади некоторое время стояла недостроенная госпитальная церковь.
Каменное строительство на Выборской стороне и на Городском острове долго
не производилось . Зато берег большой Невы на Васильевском острове до Масляного
буяна ещё на первом этапе развития города был плотно застроен жилыми домами
и не- сколькими крупными зданиями учебных заведений. В общем спокойном и
очень живо- писном фронте их фасадов проявилась ансамблевость. Понорамы
этого берега - набе- режные Университетская и Николаевская (Лейтенанта Шмидта
) - мало изменились к нашему времени, хотя их живописность усилилась зеленью.
Набережные Фонтанки, Мойки и каналов в основном застроены жилыми дома- ми
и частично дворцами, которые вместе со стенками набережных, мостами и их
ре- шетками ограждений создали гармоничные архитектурные панорамы. Набережные
южного участка Крюкова канала вместе с Никольской площадью- ценный архитектурный
ансамбль ХV111 века. Его составляют Никольский Морской собор с отдельно
стоящей у набережной великолепной колокольней и невысокие зда- ния по углам
площади, омываемой с двух сторон протоками с красивыми старыми мостами.
Целостность ансамбля частично была нарушина в начале XX века высоким мрачным
домом, сооруженным на углу Крюкова канала и Екатерингофского проспек- та,
и позднее - перестройкой домов на углах Садовой улицы и Екатерининского
кана- ла. С целью сохранения окружения ансамбля был восстановлен в первоначальном
виде небольшой дом в Никольском переулке.


Таврический дворец |
Раскинувшаяся между двумя каналами большая Театральная площадь, как бы предназначалась
для формирования городского ансамбля, даже получив два крупных здания театров,
не была сформирована как архитектурный ансамбль. В городе сущест- вует несколько
таких площадей. Один из первых открытых городских ансамблей - не- большая
Семёновская площадь на берегах Фонтанки у Семёновского моста. В конце ХV111
века, когда на месте деревянного дворца Елизаветы Петровны был возведён
Михайловский замок, начал подвергаться перепланировке и весь обшир- ный
район царских садов. Михайловский замок вместе с двумя павильонами кордегар-
дий и плацпарадной площадью Коннетабля, где в 1800 году был установлен памятник
Петру 1, созданый скульптором К. Б. Растрелли раньше, представлял собой
величест- венный и своеобразный ансамбль, изолированный от города каналами
и парками.Да- лее перед замком стали сажать деревья и разбивать парк. В
Х1Х веке сформировалась интересная система улиц и площадей центра Пе- тербурга,
позднее всё же потребовавшая некоторой реконструкции в связи с возведе-
нием правительственных и общественных зданий. Расширение границ города тогда
умышленно ограничивалось, а жилая застройка сильно уплотнялась. Новый градостроительный
заказ выполнялся с необычным художественным размахом. Его успех определился
широким распространением ансамблевого принципа застройки и, как следствие,-
проявлением с начала Х1Х века крупных ансамблей ново- го типа. Разнообразные
по своим архитектурно-планировочным решениям ансамбли классицизма тогда
охватывали площади вместе с их окружением.Они принадлежали городу и их тип
можно назвать открытым или городским. В начале Х1Х века внимание градостроителей
привлекла хаотично и неплотно застроенная стрелка Васильевского острова.
В 1805 году началось создание её архите- турного ансамбля, и к началу Отечественной
войны 1812 года были закончены её цент- ральные элементы - Биржа с Ростральными
колоннами, Новобирживой гостиный двор и гранитные набережные. Здание биржи
архитектора Т. де Томон, решённое как окру- жённый колоннадами древнегреческий
храм, было поставлено на месте начатого строительством по проекту Д. Кваренги
здание того же назначения и снесённого, по-тому, что оно не согласовывалось
с планировкой окружения, предложенной архитектором А.Д. Захаровым. Художественные
требования к ансамблю предъявлялись очень строгие, и градостроители со всей
ответственностью подходили к проекту. Составляли несколько его вариантов;
в частности, уже после разработки нового проекта здания Биржи тщательно
проверялась её масштабность, и перед началом строительства автор проекта
Тома де Томон уменьшил всё размеры этого здания на одну десятую. В 1806
году на противоположном берегу Невы началась почти заново перестройка Адмиралтейства
по проекту архитектора А.Д. Захарова. Перед этим К.И. Росси предлагал создать
северный фасад Адмиралтейства, решая его в виде ряда арок перед стапелями.С
классически строгой архитектурой этого огромного здания, получившего интересные
членения своих объёмов, великолепно сочеталась пышная скульптура, что придало
его фасадам величие и торжественность. Начатые здесь на стрелке Васильевского
острова работы прервались на время Отечественной войны.
На главную страницу >> Продолжение
>> |