После победы над наполеоновской
армией проходил второй период строитель-ства открытых ансамблей столицы,
которой, в отличие от Москвы, война не причини-ла разрушений. Работы возглавлял
созданный в 19816 г. Комитет для строений и гидравлических работ в С.-Петербурге.
Его членами инепосредственными авторами проектов были крупнейшие архитекторы
и инженеры того времени. Работы на стрелке Васильевского острова продолжались
с 1826 г. Строительст-вом пакгаузов Биржи, музейного флигеля Академии наук
и здания Таможни к 1833 г. закончилось формирование двух площадей: одной
- с трёх сторон омываемой водой и расположенной перед Биржей, а другой -
за ней. В этот наиболее открытый из "от- крытых" ансамблей включились здания
Двенадцати коллегий, Кунсткамеры, главного корпуса Академии наук. Весь ансамбль
при обзоре его со стороны Невы представля- ется вполне завершённым, где
не только ничего нельзя изменить, но кажется, что ни- чего другого здесь
и не могло быть! С 1817 года начались работы по превращению Марсова поля
и всего района бывших царских садов в громадный " открытый" ансамбль. Он
раскрылся к Неве бла- годаря устройству предмостной Суворовской площади.
Разорваный ею северный фронт застройки Марсова поля оформили служебный корпус
Мраморного дворца и ре- конструированные дома Салтыкова и Бецкого. На западной
стороне Марсова поля пу- тём перестройки нескольких домов было создано здание
казарм Павловского полка, которые вместе с другим угловым зданием - домом
Адамини ( 1822-1827 гг., архитек- тор Д. Адамини ) в основном оформило западную
сторону громадной площади. Юж- ная и восточная стороны Марсова поля остались
обрамлёнными протоками, за кото- рыми - сады. Возвышаюшаяся над зеленью
башня со шпилем Михайловского замка включилась в ансамбль необходимым высотным
акцентом. В 1820-х годах по проектам К. Росси реконструируется окружение
Михайловс- кого замка; засыпаются Замковый и Церковный каналы, а по берегам
Мойки и Фон- танки устраиваются городские проезды. Летний сад остался связаным
в ансамблевом отношении с замком. Ось симметрии главной аллеи и пруда этого
сада служит также осью замка и Кленовой аллеи с симметрично расположенными
по её сторонам зда- ниями кордегардий и конюшен. Их фасады, выходившие на
Караванную (Манежную) площадь, были реконструированы. Район царских садов
рассекала продлённая в север- ном направлении Садовая улица. Она отделила
замок от той части района, которая ста- ла Михайловским садом. В нём на
берегу Мойки строится пристань с павильоном, а на южной стороне - великокняжеский
Михайловский дворец (1819-1825 гг., архитектор К. Росси ), в 1896 году отданный
Русскому музею. Он обращён фасадом в парадный двор, раскрытый к тогда же
созданой Михайловской площади. К югу от неё, на продо- лжении оси дворца
до Невского проспекта, сквозь квартал жилых домов К. Росси про- бивает Михайловскую
улицу. Таким образом изолированный район царских садов пре- вратился в ансамбль,
органично связанный с городским окружением и с Невским прос- пектом.

Марсовое поле |
В 1817 году закончалась вторая перестройка здания Адмиралтейства
и началось создание ансамблей главных городских площадей. Из них центральная
- Адмиралтейская вытянулась вдоль главного фасада этого здания. В 1823 году
громадное здание Главного штаба своими корпусами охватило всю южную часть
Дворцовой площади. При его создании были использованы стены некоторых домов,
формировавших площадь после её предыдущей реконструкции, произведённой за
полвека до этого. Криволинейные очертания Дворцовой площади изменены на
симметричные. На её оси перед аркой Главного штаба в 1834 г. поставлен памятник
победы в Отечественной вой-не- великолепная Александровская колонна, величайшая
в мире, со стволом, целиком вырубленным из гранитного массива. К западу
от Адмиралтейства на Сенатской площади, где вздыбился " Медный всадник",
с 1829 по 1831 г. заново строятся корпуса зданий Сената и Синода, объеди-
нённые триумфальной аркой над Галерной улицей. В ансамбль Сенатской площади
органично включился Конногвардейский манеж, построенный за четверть века
до это-того. Портик манежа на дольшом расстоянии от Дворцовой площади замкнул
её про-дольную ось. Строительством в 1837-1843 гг. на Дворцовой площади
Штаба Гвардейского корпуса и постройкой Исаакиевского собора закончилось
создание всего грандиозного ансамбля, целостного, несмотря на различие стилей
его зданий. Здесь общий компози-ционный центр - адмиралтейская башня. Дворцовая,
Разводная, Адмиралтейская и Сенатская площади, формировавшие- ся путём неоднократной
реконструкции,стали представлять собой исключительный по силе художественно
- эмоционального воздействия "ансамбль ансамблей " . Размеры планировка
и ордерная архитектура зданий позволяют рассматривать его как величес- твенный
форум. Вначале он не служил общению горожан, а был внутрегородским пространством,
где проходили военные парады. Площади действительно стали народ- ным форумом
- местом общегородских праздничных демонстраций и народных гуля- ний. Ансамбль
этих площадей - не только памятник архитектуры, но и исторический памятник
мирового значения. К югу от Исаакиевского собора расположена сложная по
планировочной струк- туре Исаакиевская площадь, в основном сформировавшаяся
в середине Х1Х века. С юга её замыкает Мариинский дворец - ныне здание городского
совета. Эту часть площади фланкируют два симетрично расположенных , близких
по объёму и архитек- туре здания бывших министерств, между которыми возвышается
скульптура конного всадника ( 1859 год , скульптор П. К. Клодт.) . Исаакиевский
собор и Мариинский дво- рец расположены как бы на одной оси, которая в середине
почти неуловима для взгля- да переломлена. Незаметно и то что, площадь пересекается
Мойкой. Она течёт под не- обычным мостом, перекрывающим площадь во всю её
ширину. В начале ХХ века здесь появились здания -гостиница "Астория " и
Германское посольство, несколько нарушающие архитектурную целостность ансамбля.
Невский - лучший и наиболее широкий проспект старой части города, органич-
но связан с водными протоками: он соединяет отдалённые друг от друга набережные
Невы и два больших моста - Александра Невского и Дворцовый, хотя немного
не до- ходит до них. Он трижды пересекает рукова Невы : Фонтанку, канал
Грибоедова и Мойку. Их панорамы хоршо просматриваются с Невского проспекта.
В середине Х1Х века Невский от Адмиралтейства до Фонтанки представлял собой
единый законченный формированием архитектурный ансамбль. С тех пор здесь
многое изменилось. Около половины всех домов были надстро- ены и перестроены.
Новые высокие здания нарушили единство всего ансамбля, но внесли в облик
этого делового центра модную импозантность и разнообразие. Ансамбль Казанского
собора - жемчужина Невского проспекта. Своей колонна- дой собор вплотную
подходит к набережной Екатерининского канала и охватывает площадь, образовавшуюся
на месте ранее стоявшей здесь церкви с высоким шпилем . В своих концах колоннада
имеет триумфальные ворота, перед которыми установлены монументы Кутузову
и Барклаю де Толли. Перед главным, западным, входом в собор находится небольшая
площадь со сквером, полукругом охваченным великолепной во- ронихинской решеткой.
Дома, окружающие Казанский собор, были подчинены этому ансамблю, являясь
его вспомогательными элементами. Некоторые из них после пере- стройки выпали
из ансамбля. Сам Казанский собор был построен по проекту и под ру- ководством
выдающегося зодчего А. Н. Воронихина в 1801-1811 годах. История Каза-нского
собора представляет собой особый интерес. Его главной святыней должна была
стать "чудотворная " икона Казанской богоматери, считавшаяся покровительницей
дома Романовых. Икона находилась вцеркви Рождества богородицы, построеной
в 1730-х годах на Невском проспекте по проекту архитектора М. Г. Земцова.
Казанский собор был задуман как главный храм столицы. И ему отводилась роль
"общенацио- нальной святыни ", способствующей благоденствию царствующего
дома. Архитектор А. Н. Воронихин и авторы художественных произведений собора
были передовыми ху- дожниками. Они принадлежали к тому поколению деятелей
русской культуры, для которых были харктерны глубокий патриотизм, чувство
гордости за укрепление могущества России и ненависть к крепостничеству.
Уже в проекте собора ясно обна- ружился отход от традиций церковного зодчества.
Лишь высокий купол, увенчанный крестом, напоминал о том, что это православный
храм. Сооружение Казанского собора шло в русле развития гражданской архитектуры.
Собор построен в стиле классицизма, возникшего в России в 1760-х годах и
достигшего расцвета в последующие десятиле- тия XVIII века. Архитектуре
собора присущи черты этого стиля периода его высшего подъёма.
 
Адмиралтейство и Медный Всадник |

Исаакиевская площадь |
На главную страницу >> Продолжение
>> |