Недалеко от того места, где
Нева разделяется на два рукава - Большую и Малую Неву, находится небольшой
островок, на котором 16 (27) мая 1703 года была заложена крепость, названная
Санкт-Петербургом. Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты,
обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в 1703 году
вышли на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в этих пустынных
местах мощные укрепления. Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и "работных
людей" крепость строилась с "большим поспешением". В центре крепости стояла
деревянная, крестообразная церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра
и Павла. Рядом с церковью размещался Сенат, цейхгауз. В стенах крепости
размещалась и Главная аптека - лучшая в стране по ассортименту медикаментов.
На площади южнее церкви стояло здание Гауптвахты. В мае 1706 года начались
работы по замене земляных (куртин) стен каменными. Это строительство продолжалось
около 35 лет. В куртинах были устроены ворота: Петровские, Невские, Васильевские,
Никольские и Кронверкские. Обращенная к Неве невская куртина имеет высоту
12 метров и толщину 2.5 метра; до 4 метров доходит толщина Государева и
Нарышкинского бастионов. Именно с Нарышкинского бастиона ежедневно над городом
прокатывается пушечный выстрел, сигнализируя наступление полудня. С годами
кирпичные стены крепости ветшали, её внешний облик уже не гармонировал с
прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во второй половине 18
века. Решено было крепостные стены, обращенные к Неве, на протяжении семисот
метров облицевать гранитом, и эта работа, предавшая крепости её современный
облик, была завершена 1787 году. "Одетые камнем" бастионы в 1790 году были
украшены висящими на каменных консолях круглыми будками для часовых. Над
всей местностью, примыкающей к крепости, возвышался золотой шпиль Петропавловского
собора. Собор - один из главных архитектурных и исторических достопримечательностей
крепости. Его строительство началось в 1712 году по проекту и под руководством
Доменико Трезини. В это время Петербург становится столицей России, сюда
переезжает царский двор, иностранные послы, город украшался, и в центре
крепости нельзя было далее сохранять старое, обвешавшееся здание деревянной
церкви. Строительство собора затянулось, долгое время шли работы по его
внутреннему убранству, они окончились лишь к лету 1733 года. Шпиль колокольни
Петропавловского собора, высоко поднятый над Невой, Призван был символизировать
выход России к просторам Балтийского моря. Вместе с тем он играл важную
роль в украшении и обогащении силуэта города. Так как шпиль не имел громоотвода,
то от ударов молнии в колокольню, часто возникали пожары. Одним из таких
пожаров, в 1756 году были сожжены шпиль и привезённые из Голландии часы
"с курантами в 35 колоколов". Во время этого пожара сгорела также колокольня,
и было серьёзно повреждено внутреннее убранство собора. К тому же в 1777
году бурей была сломана фигура ангела, неподвижно закреплённая на шпиле.
По рисунку зодчего А. Ринальди было изготовлено и установлено новое изображение
ангела, несколько меньше поврежденного (высота ангела - 3.2 метра, размах
крыльев - 3.8 метра, высота креста - 6.4 метра). Фигура ангела свободно
вращается, подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод.
Спустя несколько десятилетий - в 1830 году - ангел с крестом на шпиле накренился
и угрожал падением. Помочь делу вызвался работавший тогда в Петербурге ярославский
кровельщик Петр Телушкин. Он предложил исправить повреждения без сооружения
лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, нужные ему для работы.
Телушкин обладал необычайной отвагой и силой. При помощи простой веревки
он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер.
Подвиг Телушкина вошёл в историю отечественной техники как выдающийся образец
русской смекалки и отваги. В 1850-х годах был сооружён новый стальной каркас
шпиля, после чего высота собора достигла 121.8 метра - это и поныне (если
не считать телевизионной башни) самое высокое сооружение в Петербурге. В
торжественных и, в известной степени, светских тонах решено внутреннее убранство
собора. В нем много света и воздуха; пилоны, пилястры и другие архитектурные
детали, раскрашенные под мрамор; красочно расписаны своды, позолочены многие
детали художественной лепки. Убранство собора завершают хрустальные люстры,
отделанные бронзой и цветным стеклом. Привлекает внимание резной дубовый
позолоченный иконостас, напоминающий собой триумфальную трёхпролётную арку.
Это выдающееся художественное произведение создано в 1722 - 1726 годах по
проекту зодчего Ивана Зарудного талантливыми мастерами - Иваном Телегой
и Трифоном Ивановым. В соборе похоронены русские императоры от Петра I до
Александра III. Места могил отличались вделанными в пол мраморными плитами.
В 1865 году решено было заменить плиты надгробиями. Из них примечательны
надгробия, воздвигнутые у северной стены собора над могилами Александра
II и его жены. Оба саркофага изваяны из цельных монолитов: первый из алтайской
яшмы, а второй из уральского орлеца. Эта работа выполнялась замечательными
мастерами Петергофской гранильной фабрики. Справа от южного входа в собор
установлено надгробие над местом захоронения Петра I.
Важной исторической и архитектурной достопримечательностью
крепости являются Петровские ворота. Они служили главным входом в крепость
со стороны Троицкой площади-центра города. Ворота первоначально (1707-1708
годах) были сооружены из дерева по проекту Доменико Трезини. Название Петровских
они получили после перестройки их в камне в 1717 - 1718 годах. Из прежнего
декоративного убранства ворот сохранилось большинство скульптур: вырезанные
из дерева Николаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в облаках (в
центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным барельефом укреплён
выполненный около 1708 года также деревянный барельеф Конрада Оснера "Низвержение
Симона - волхва". Сюжет этот должен был навеять зрителям мысль о всемогуществе
Петра I - тёзки апостола, о неизбежной победе его над зазнавшимся шведским
королём Карлом XII. Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было
решено принять дополнительные меры по усилению крепости, и в 1731 году началось
строительство равелина - предкрепостного укрепления для защиты ворот. Этот
равелин был назван Иоанновским, в честь брата Петра I и отца царствовавшей
тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили построенные в 1740 году
сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стене равелина. У западного
входа в Петропавловский собор возвышается изящный, украшенный колоннами
и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое время хранилась одна
из исторических реликвий ботик Петра I. На этом ботике Петр в юности плавал
по московской реке Яузе, на широком Переяславском озере. В 1761 году по
проекту А.Ф. Виста ученика великого зодчего В. Растрелли - было возведено
здание Ботного домика, дошедшего до наших дней. В настоящее время ботик
находится в Центральном Военно-Морском музее. Рядом с этим павильоном находится
здание прекрасных пропорций украшенное фронтоном, арками главного входа
и круглыми башнями на углах главного фасада. Это - Монетный двор, возникновение
которого принято относить к 1724 году. Здесь чеканились медные, серебряные
и золотые монеты. Назначение его сохранилось и по сей день. К числу лучших
архитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутые из серого гранита,
классически чёткие по форме и декорированные четырёхколонным портиком и
фронтоном Невские ворота с Комендантской пристанью. Этот парадный выход
из крепости на Неву нынешний свой вид приобрёл в 1787 году, после перестройки
по проекту Н.А. Львова. Гранитный трёхпролетный мост соединяет Невские ворота
с далеко отстоящей от берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань
получила своё название в 1860-х годах, когда у её причалов стоял дежурный
катер коменданта крепости. Невские ворота служили не только декоративным
целям. Через них на гранитную Комендантскую пристань ночью выводили из казематов
узников для отправки на судах в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос,
где приводились в исполнение смертные приговоры над узниками крепости. От
Невских ворот узкая тропа проходит под стенами крепости. Грани бастионов
изрезаны амбразурами. В давние времена эти бойницы были ощерены жерлами
пушек. За ними в массивах крепостных стен были казематы - помещение для
защитников крепости. Во многих крепостях такие помещения служили местом
заточения, и термин "каземат" в обиходе утратил своё первоначальное значение,
став синонимом мрачной тюремной одиночки. Крепости не суждено было сыграть
активную роль оборонительного сооружения города. Но уже с конца XVIII века
она стала политической тюрьмой для противников самодержавия.
На главную страницу >> Продолжение
>> |