На берегу Невы в центре города
возвышается сказочно красивое, причудливо украшенное здание Зимний дворец.
Известно, что Зимний перестраивался неоднократно, первый из них, так называемый
Зимний дом - построил в 1711 году архитектор Д. Трезини. Расположенный у
Невы дворец выходил главным фасадом на Зимнюю канавку.
Вид на "Эрмитаж"
Второе, более крупное здание "для зимнего пребывания" было
соо- ружено примерно в 1720 году чуть ближе к Неве по проекту И. Маттарнови.
Это зда- ние с пышным портиком, стоявшее на месте нынешнего Эрмитажного
театра, выходи- ло главным фасадом на набережную Невы. Работы по переделке
старых особняков и созданию третьего Зимнего дворца на- чались весной 1732
года. Строительство шло быстро, уже осенью в некоторых помещениях золотились
двери и карнизы. Однако отделка дворца продолжалась до 1737 года. Во дворце
было около 70 парадных залов, среди них Тронная, Красная, Жёлтая, Шахматная
палаты, аудиенц-камеры, галерея для торжественных церемоний и театр. Внутреннее
убранство было насыщенно деревянной резьбой, позолотой, деко- ративными
тканями и живописью. Особенно выделялся своей художественной отдел- кой
Большой зал с резным троном, стоявшим в великолепно декорированной нише.
Стены зала членились на два яруса. В простенках располагались ионические
пилястры. Потолок был украшен живописным плафоном работы Людвига Каравака
и московских иконописцев. В центре висела на цепях большая люстра. Сооружением
Зимнего дворца в начале 1730-х годов по существу началась блестящая деятельность
Бартоломео Растрелли как придворного архитектора. Растрел- ли работал и
развивал русскую архитектуру в стиле барокко. В 1746 году по проекту Растрелли
для расширения апартаментов императрицы был построен новый флигель, соединённый
с дворцом.
Перестройки и достройки, время от времени производившие- ся по прихоти императрицы,
были случайны и всё больше осложняли и запутывали планировку дворца. В 1754
году было решено построить новый каменный Зимний дворец, а перед дворцом
создать большую круглую площадь, обрамлённую колоннадой с конным монументом
Петра1 в центре. Все бы это составляло единый архитектурный ансамбль, но,
к сожалению, этот замысел не был осуществлён. В середине ХV111 века на территории
ликвидированных смоляных складов по единому замыслу возник замкнутый ансамбль
Вознесенского (Смольного) монастыря. Это выдающееся произведение архитектуры
развитого русского борокко более известно под названием Смольный монастырь.
Вскоре после основания с севера кнему примкнули корпуса Александровского
института в стиле ,переходном от борокко к классицизму, а затем с юга -
строго выдержанное в формах классицизма здание Смольного института. Главные
фасады всех трех сооружений обращены к долго не оформлявшимся площадям.
С водных просторов здание фасады этих сооружений скрыты деревьями старых
садов, подходяших к самому берегу, но высотные элементы центрального ансамбля
активно учавствуют в формировании невских панорам. Благо- даря удачному
месту расположения, они обозреваются с очень больших расстояний, даже из
центра города. Ниже, по течению Невы, вблизи её левого берега расположен
Таврический дворец - главный элемент ансамбля крупной усадьбы - один из
первых в России двор- цов строгого классицизма. Своим северным фасадом он
был раскрыт к реке, от кото- рой к нему подходил канал. Здесь можно сделать
отступление и рассказать немного о Петербурском класси цизме. Петербургский
классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры.
Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства,
они были предписаны государственным институтам. Петербургский строгий классицизм
сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808)
и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными. мастерами. Их постройки
отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная
гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка
деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного
достоинства. В таблице перечислены великолепные мастера и прекрасные архитектурные
сооружения.